…В «Ленинградской правде» за 02 октября 1990 года на странице 3 дана заметка «50 лет системе ПТУ, есть ли у нее будущее?» -
НЕКОТОРЫЕ летописцы системы  профтехобразования   в нашей  стране  ведут  ее  исчисление чуть ли  не  со     времен Петра Великого,  А к учащимся   первых     профессиональных школ  относят   таких     выдающихся людей, как М. Ломоносов,   И.  Шубин,  И.  Ползунов, Я.  Батищев, и многих других. Конечно, это  можно     воспринимать, как  историческую шутку  или  преувеличение. Однако настоящий    диалектик     непременно увидит  и  нечто     общее между   петровской      системой обучения   боярских   недорослей и   содержанием   указа   Верховного   Совета   СССР   от   2   ок-тября   1940  года  «О    государcтвенныx   трудовых      резервах СССР».  В  столь далекие друг от  друга   исторические     эпохи государство   в лице  своих правителей   действовало    методом принуждения.  Впрочем, о     ре-зультатах   лучше   судить   историкам. А мы вернемся к юбилейной дате.
Я   разговаривала   со   многими людьми  того  поколения   и слышала   весьма      неоднозначные оценки  предвоенного указа, который официально положил начало системе ПТО. Да, для многих сотен молодых ре-бят ремесленные училища стали  «путевкой  в      жизнь».     К примеру, за  9  месяцев     предвоенного   1941   года   в   Ленинградской области  было  подготовлено  свыше 2,5 тысячи молодых   специалистов,     которые во   время   блокады   стояли     у станков» давая фронту  оружие и  боеприпасы.   А   в     послевоенные  годы   учащиеся     ремесленных   и   строительных     училищ   восстанавливали      здания своих   училищ,   заводы,   поселки, города.  Многие      из     них
продолжили учебу в вузах и добились признания в области науки, культуры, спорта.
Но, наверное, не меньше судеб было искалечено, потому что крепостной характер этого указа не оставлял для человека свободы выбора. Особенно сильно это почувст-вовали те, кто жил в сельской местности. Людей без паспортов, по разнарядке направляли в училища, а затем на место работы, которое нередко было за тысячи кило-метров от родного дома. Разрушались семейные связи, привычный уклад жизни. Впрочем, система пополнения трудовых резервов была лишь частью политики сталинской эпохи, о которой сказано уже немало.
В 70-е годы, которые считаются расцветом системы профтехобразования, государство вкладывало деньги в обучение будущих рабочих с такой же щедростью, как и в знаменитые «стройки века». И эффективность этих вложений, как  теперь  стало  ясно,  была
примерно такая же. В Ленинграде строились десятки прекрасных зданий ПТУ, которые
лишь умножали и без того острые проблемы большого города.
Основная масса тех, кто поступал в ПТУ  (преимущественно  «лимитчики»), была далека
от   идеализированного     образа рабочего класса, Материальная необеспеченность, трудные судьбы   и   социальная   незащищенность подростков служила подходящей   питательной     средой для      правонарушений.    Слово «пэтэушник»   стало   носить  отрицательный   оттенок,   а   жители   многих   микрорайонов      не раз   обращались  с     просьбами закрыть близлежащие к их дому  ПТУ.   
Конечно, и на этом мрачном фоне были и есть  исключения, когда ребята находили умных наставников, талантливых педагогов, мастеров, обретали второй  дом.   И   мы,   журналмс-
ты, по мере возможности старались писать об этих людях, их нелегком труде. Но они оставались лишь яркими газет-ными примерами, существующими   вопреки  самой  системе.
А система профтехобразования накануне своего пятидесятилетия, и это нужно признать, переживает кризис. Но нельзя никак согласиться с теми, кто призывает немедленно расформировать, закрыть те ПТУ, где уменьшился набор учащихся, а здания училищ передать другим организациям. Начинать перестройку в этой сфере нужно с другого. И на сей счет уже  есть  готовая    концепция.
Наступит такой день, когда словосочетания «биржа тpyда» и «рынок рабочей силы» обретут свою плоть. И городу придется не только готовить специалистов со средним специальным  образованием, но и  переучивать тех, кто по законам рынка оказался не у дел. Так вот, многие ПТУ уже сейчас  располагают для этого не обходимой базой. И новая политика в области профтехоо-маования поможет приобрести второе дыхание прожившей свои полвека системе.
В. Тверитина…